Главная » 2014 » Июнь » 26 » Проститут-ки Чугуева (новый список)
15:17
Проститут-ки Чугуева (новый список)

Субъективные признаки посткриминального поведения. Лицо, квалифицирующее посткриминальное правонарушение или положительный поступок, не может ограничиться уголовно-правовой оценкой только объективных признаков того или иного поведения, оно должно в полной мере учесть все его субъективные признаки. Между тем некоторые юристы ограничивают понятие поведения только внешней его стороной. Так, М. Ф. Орзих разграничивает поведение и  проявляемую ею вовне активность, выраженную в действиях или бездействии.

Однако ограничение поведения лишь действиями, выраженными вовне, не соответствует природе, сущности этого феномена как с точки зрения психологии, так и права.

Криминалист Н. Д. Дурманов, ссылаясь на работы психолога С. Д. Рубинштейна, писал, что в поступке  сознание и соответственно телодвижение представляют собой единство, отражающее связь материи и сознания.

Нельзя противопоставлять, а тем более отрывать друг от друга объективные и субъективные свойства деяния. Человеческое поведение — это система, в которой объективное и субъективное как элементы ее структуры

Границы посткриминального поведе-н и я. На наш взгляд, всякое уголовно-правовое поведение лица после совершения им любых криминальных действий (или бездействия), в которых содержится состав оконченного или неоконченного преступления  либо соучастия в преступлении, следует признать посткриминальным. Смысл этого положения состоит в том, чтобы термином «посткриминальное поведение» охватить и изучить все имеющие уголовно-правовое значение проявления непреступного поведения лица после случая  совершения им преступления. Иное решение вопроса не дает удовлетворительного решения проблемы оценки непреступного поведения субъекта после приготовительных действий, покушения на преступление или соучастия. Поэтому следует отнести к посткриминальному поведению деятельное раскаяние виновного, выразившееся в предотвращении смерти потерпевшего при оконченном покушении на убийство, добровольный отказ соучастника и другие подобные действия.

Таким образом, в умышленных преступлениях посткриминальное поведение существует на различных стадиях развития преступной деятельности. Что касается неосторожных преступлений, то о посткриминальном поведении мы можем говорить, как правило, после окончания преступления, поскольку приготовление, покушение и соучастие в преступлениях, совершаемых по неосторожности, исключаются.

Конечной границей посткриминального поведения является снятие или погашение судимости, «огда прекращаются уголовно-правовые отношения, и в дальнейшее регулирование послепреступного поведения уголовное право уже не вмешивается.


В структуру посткриминального поведения входят действия лица непосредственно вслед за совершением преступления, в том числе и действия по сокрытию преступления. В литературе отстаивается точка зрения, согласно которой действия по сокрытию преступления включаются в содержание способа совершения преступления. Тем самым в способ включаются различные по своему характеру и правовому значению действия, входящие в различные этапы преступной деятельности, одним понятием объединяются насильственные и обманные действия, преступное (способ) и непреступное (сокрытие следов, обман работников уголовного розыска и т.п.) поведение, действия, имеющие и не имеющие уголовно-правового значения. Указанное толкование способа фактически не делает разницы между Действиями, входящими и не входящими в объективную сторону состава преступления, не говоря уже о психическом отношении к фактам подготовки, совершения и сокрытия преступления. Правильно пишет А. Н. Колесниченко, что отождествление способа с объективной стороной преступления и расширение понятия способа совершения преступления противоречат закону и теории уголовного права, а на практике затрудняют квалификацию преступления.

Действия по подготовке и сокрытию преступления могут быть предусмотрены уголовным законом в качестве самостоятельных преступлений, посягающих на различные объекты и не входящие в объективную сторону того преступления, которое они должны были подготовить или скрыть. Кроме того, указанные действия могут быть совершены различными лицами: один может готовить преступление, другой это преступление совершает, третий скрывает следы.

Идея о том, что поведение преступника следует рассматривать и изучать как систему взаимосвязанных, целенаправленных действий по подготовке, совершению и сокрытию преступления, необходима не столько для уголовного права, сколько для криминалистики, оперативно-розыскной деятельности и криминологии. В частности, «для раскрытия преступления необходимо точное выявление всех звеньев, элементов, а нередко и отдельных движений, произведенных преступником. Устанавливая отдельные звенья, элементы, образующие преступные акты поведения субъекта, расследование решает задачи доказывания и создает условия надлежащей уголовно-правовой оценки деяния». Например, обобщение данных о способах сокрытия преступления дает основание для разработки рекомендаций, облегчающих раскрытие замаскированных, ухищренных преступлений.

Включение действий по сокрытию преступления в структуру способа совершения преступления неоправданно, поскольку теряется всякое различие между способом совершения преступления в его уголовно-правовом смысле и посткриминальным поведением, находящимся за рамками состава преступления.

Просмотров: 784 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: